kalashnikovdm


Блог Дмитрия Калашникова

всякая фитнес-всячина...


Previous Entry Share Next Entry
Что общего у йоги, тай-чи, пилатеса и танцев?
kalashnikovdm

Что общего у йоги, тай-чи, пилатеса и танцев? Почему их относят к так называемым телесно-ориентированным практикам, почему многие психологи рекомендуют их при различных видах психоэмоциональных нарушений.

Мне видится, объединяет их необходимость концентрировать свое внимание на чем-то конкретном: ощущениях, движениях, позах или дыхании. Что делает их полноценной динамической медитацией.

Пару слов о медитации.

Наши поступки, мысли и эмоции обусловлены не сколько объективной реальностью, сколько нашим субъективным отношением к ней. Мы под завязку наполнены мнениями, суждениями, стереотипами, фантомными проблемами, переживаниями относительно того, чего нет (события прошлого или будущего). Мы, фантазируем, эти фантазии вызывают эмоции, мы вовлекаемся в эти эмоции, что порождает телесные ощущения, новые мысли, желания.  А объективно оценивать реальность может лишь спокойный ум, занимающийся неоценочным мышлением.

Увиденная ситуация (например, неадекватное поведение автомобилиста) вызывает мысль (наглец!), мысль – эмоцию (гнев), эмоция – желание (догнать, погрозить кулаком), желание – действие (догнал, погрозил кулаком), действие – результат (погрозил кулаком, чуть сам не врезался, стресс - упал иммунитет). Однако смотрите: реальность – лишь увиденное мной. Все остальное – мои фантазии и то, что повлеклось вслед за ними. А верны ли мои фантазии? Наглец ли этот человек или просто «чайник»? Или ему нехорошо? Да и какое мне, в конце концов, до этого дело? Значение имеет только реальность. В этом случае мои действия будут правильными: я просто приторможу, оставаясь спокойным и внимательным.

Поэтому и ставится задача воспитать способность ума максимально долго быть лишь  здесь и сейчас. Благодаря этой способности ум избавляется от эгоцентричности, мы лучше, четче, прозрачнее начинаем воспринимать реальность, не загрязняя и не замутняя ее своими мнениями, оценками и отношением.

А так как такое состояние обрести чрезвычайно сложно, на начальных этапах применяют медитацию, при которой сознанию ставится конкретная задача – внимательно и безоценочно что-то наблюдать. В буддизме такую медитацию называют медитацией випассана. Наблюдать (ощущать) можно все что угодно: дыхание, ощущение тела, пламя свечи, созданные в уме образы, звуки, свои собственные мысли и ощущения. Объект наблюдений (ощущений) не важен, важна интенсивность внимания.

Опускаясь с высот духовного совершенствования на бренную землю, можно сказать, что даже без этих сверхзадач практики, связанные с продолжительной концентрацией внимания, с нахождением здесь и сейчас, чрезвычайно благотворны для психоэмоционального равновесия, снимают стрессы, устраняют неврозы, снижают уровни стресс-гормонов (адреналин, норадреналин, кортизол), повышают вследствие этого иммунитет, нормализуют работу нервной и эндокринной систем. Так что, как видите, никакой мистики. Никаких чакр, аур и нирван.

Всё, пора вытаскивать ноги из позы лотоса, снимать чалму, тушить благовония и идти спать…


  • 1

К вопросу о медитации

На правах эпиграфа: :)

Кто-то спросил Бокудзю:
— Что вы делаете? Какова ваша религиозная дисциплина?
Он ответил:
— Я живу обычной жизнью — это моя дисциплина. Когда я чувствую голод, я ем. Когда я чувствую, что хочу спать, я сплю.
Спрашивающий был озадачен. Он сказал:
— Но я не вижу в этом ничего особенного.
Бокудзю сказал:
— В этом вся суть. Нет ничего особенного. Все, жаждущие чего-то особенного, являются эгоистами.
Спрашивающий всё ещё был озадачен. Он сказал:
— Но это делают все: когда голодны — едят; когда хотят спать — спят.
Бокудзю рассмеялся и сказал:
— Нет. Когда вы едите, то вы делаете тысячу и одну вещь: вы думаете, мечтаете, воображаете, вспоминаете. Вы не только едите. Когда я ем, то я просто ем: тогда существует только еда и ничего больше. Когда вы спите, вы видите сны, боретесь, имеете кошмары. Когда я сплю, то я просто сплю, не существует больше ничего. Когда есть сон, то есть только сон. Нет даже Бокудзю. Когда я гуляю, то существует только прогулка, не существует никакого Бокудзю: просто прогулка...

Маленькая ремарка - для ума невозможно быть в "здесь и сейчас", так как в настоящем моменте для него нет питательной среды, нет движения, необходимого уму для существования, более того, ум, как инструмент, не способен непосредственно воспринимать увиденное, а может лишь рассуждать об этом, строить предположения, сравнивать с виденным ранее, давать оценочные характеристики и т.д. Такая деятельность сама по себе становится, как Вы совершенно верно заметили, барьером к восприятию реальности. Таким образом концентрация - это фокусирование ума на какой-либо точке, медитация же начинается с исчезновения этой точки в состоянии осознанного безмысленного присутствия, свидетельствования. "Когда, оставаясь в одном месте, принимая одно место за основание, волны ума пробуждаются, не соединяясь с другими волнами, – когда все другие волны остановились – и только одна волна восстает в уме – это называется Дхьяна, созерцание. Когда нет надобности ни в каком основании, когда все сознание становится одной волной, одной формой, – это его состояние называется Самадхи." (Свами Вивекананда, Раджа-йога, лекции, прочитанные в 1895-1896 г.г. в Америке)

Мне недавно попалась одна видеобеседа как раз по данной теме, буду рад, если она окажется интересной и Вам также:

Экхарт Толле. Свобода от мыслей, часть 2:
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2633423

Re: К вопросу о медитации

Да, спасибо, я понимаю, что Вы говорите (я практикую дзен более десяти лет, правда, к сожалению, с перерывами и не регулярно. Так что приравниваюсь к начинающему :))) Просто я здесь попытался как-то попроще написать. То, что говорят Мастера - абсолютно верно, но, без подготовки, не всегда понятно. А мне в этом блоге не хотелось погружать читателей в тонкости практики и философии. Все-таки, я стараюсь больше про фитнес :))))))

Edited at 2010-09-26 02:37 pm (UTC)

Re: К вопросу о медитации

Намек понял, но если учесть, что большинство практик используют именно тело в качестве стартовой площадки для достижения "высот духовного совершенствования", то основная заповедь качка "думай о теле, душа все равно бессмертна"(с) приобретает новые, неожидаемые ранее, оттенки смысла. :)
Прощу прощения за лирическое отступление от основной темы дискуссии.

Re: К вопросу о медитации

А фитнес - тоже дзен в некоторой мере. Выполнение тех же приседаний или пресловутой становой требуют именно что пребывания "здесь и сейчас", и ничего иного. Хотя, думаю, подобным образом любую деятельность можно обернуть дзеном при желании и умении :)

Re: К вопросу о медитации

Может быть.... Однако дело не только в "здесь и сейчас". Главное - что является мотивом. Приседания, мотивом которых является желание сделать ноги и ягодицы красивыми, чтобы нравиться лицам противоположного (а иногда и, простигоссподи, своего(() пола - не дзен. Даже если человек обладает прекрасными навыками не отвлекаться, сохранять осознанность и концентрацию.
Все-таки суть дзен - в другом, она глубже... Необусловленность...

Re: К вопросу о медитации

А являются ли приседания дзеном, если они выполняются для того, чтобы:

- стать сильнее
- стать здоровее
- нравится заниматься фитнесом
- нравиться приседать
?

Я просто в дзен ни бум-бум, поэтому интересно :)

Re: К вопросу о медитации

Коротко ответить не смогу. Если интересно - читайте, информации и книг много

"связанные с продолжительной концентрацией внимания"
извиняюсь, что влажу в старый пост.
Но говоря о медитации, скорее речь идет о противоположном- о полной деконцентрации. Конечно И концентрация, И деконцентрация противоположны замутненному "повседневной мыслеверти" сознанию, обе они чистые, восприимчивые в Здесь И Сейчас, но концентраця это напряжененное внимание на каком то объекте, а деконцентрация это расслабленное свидетельствование вообще всего окружающего

"Приручение ума", концентрация внимания (самадхи, шаматха)- предварительная практика, тренирующая и дисциплинирующая ум для возможности дальнейшей, как вы правильно пишете, "деконцентрации". Тем не менее, во многих буддийских школах концентрация - самоценная и самодостаточная практика.

(Рассуждаю не только как теоретик, но и как практик, в свое время много практиковал дза-дзен)))

Да да. Все так и есть)

Вообще поражен немного, что ВЫ (в какой то степени для меня один из патриархов фитнес движения), еще и такими вещами интересовались и практиковали)
Все таки талантливые люди талантливы во всем)

Да какой там талант... Просто иногда заходишь в тупик, сталкиваешься с вопросами, на которые необходимо найти ответ... Начинаешь искать)))

  • 1
?

Log in

No account? Create an account