kalashnikovdm


Блог Дмитрия Калашникова

всякая фитнес-всячина...


Previous Entry Share Next Entry
Тренер и клиент: зоны ответственности
kalashnikovdm
Написано для журнала «Фитнес Эксперт Тренер»

Cross-Fit-540x280[1].jpg

Фитнес многолик. Каждый приходит за своим. Большинство – лучше выглядеть: подкачать мышцы, сбросить жирок, выглядеть атлетичным, подтянутым. Многие – за здоровьем. Особенно, когда с ним проблемы: болит спина, нет энергии, скачет давление. Есть те, кого мотивирует азарт, соревнование. Не важно, с другими или с самим собой. Стать сильнее, быстрее, более ловким, превозмочь свою лень, инертность, выйти за границы, выжать из своего тела максимум. Это то, что на поверхности, то, что указывает целью сам клиент.

Есть еще потребности скрытые, не очевидные и, возможно, не отрефлексированные: потребность чувствовать внимание и заботу, ощутить свою статусность, быть среди своих.
Короче говоря, многие причины заставляют человека ходить в фитнес-клуб, тренироваться или просто проводить там время. И среди этого нет правильного и неправильного, все это потребности, которые фитнес-индустрия, как сфера услуг (платных, заметьте), обязана удовлетворить.

Проблема в том, что не всегда эти цели и то, как они могут быть достигнуты, соответствуют одному из наших основополагающих правил – не навреди. Более того, иногда без вреда для здоровья этого результата добиться невозможно. Например, подготовить тело к турниру по бодибилдингу или спортивному фитнесу. Вот что пишет на эту тему известный канадский тренер John Paul Catanzaro: «Первое, что вы должны учитывать при разработке программы, - это цель тренировок. Один этот фактор перевешивает все остальные. Например, человек с регулярными болями в плече и очень плохой осанкой обратился к вам с просьбой подготовить его к конкурсу пауэрлифтинга в течение ближайших нескольких месяцев. Вы должны обучать его жиму с такими весами, какие он в состоянии поднять, хотя это может дополнительно повредить ему плечо и ухудшить его состояние». В этом конкретном примере я с автором строк не согласен: спортивная секция все-таки отличается от фитнес-клуба, однако зачастую грань между спортом и фитнесом стирается, клиент её не видит и ставит перед тренером такие задачи, как если бы собирался готовиться к чемпионату мира.  К чемпионату с самим собой…

Как найти компромисс между рисками и достижением цели, как сделать так, чтобы «волки стали сытыми, а овцы – целыми»? «Не навреди» - это, конечно, хорошо, но как быть, например, с рисками травм? Если исключим риски – не добьемся цели, форсируем достижение результата – поставим под удар здоровье. Где «золотая» середина?

Я считаю, основополагающее правило для нас – информированное согласие. В нашем случае информированное согласие – процедура, подобная информированному добровольному согласию в медицине, при которой пациенту «…предоставлена максимально полная информация о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, возможных последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи…». Эта процедура необязательно должна быть формальной, с зачитыванием текста и подписью под ним. Тренеру необходимо устно, не торопясь, в доступной для клиента форме объяснить, как будет проходить та тренировка, на которой тот настаивает, с какими рисками - с учетом физического состояния - она сопряжена, какие травмы и проблемы могут быть и как вы, его тренер, можете эти риски снизить. Затем получить подтверждение клиента, что он все понял и принимает решение приступить к этим тренировкам. Все, дальше начинается его зона ответственности.

Ясно, что для того, чтобы доступно, простыми словами объяснить риски, связанные с тренировками, «разложить все по полочкам», нужно владеть соответствующей информацией, хорошо представлять себе суть рисков, их причины, то, что медики называют этиологией и патогенезом. Конечно, не так глубоко, как врачи, но все же достаточно хорошо для того, чтобы объяснить клиенту. Только в этом случае объяснения тренера будут убедительны. Вот для этого и нужны базовые знания по анатомии, физиологии и биомеханике. (Кроме того, тогда, когда клиент жалуется на какой-то дискомфорт, тренер обязан настоять на том, чтобы тот проверился у врача. Без этого, в случае каких-то подозрительных неприятных или болезненных ощущений приступать к тренировкам со значительными нагрузками ни в коем случае нельзя).
Например, клиент жалуется на периодически возникающие боли в плечевом суставе при выполнении жимов. По рекомендации тренера сделал МРТ и прошел обследование у врача, который установил, что воспалена синовиальная сумка и сухожилие надостной мышцы. Тренер должен предполагать возможные причины этой проблемы: частые, с большими усилиями прижимания головки плечевой кости к лопатке во время жимовых движений, сжатие и трение бурсы и сухожилий (т.н. синдром соударения, или импиджмент синдром). Он обязан рассказать клиенту о том, как будут разворачиваться события дальше, если продолжать жать: деформация трущихся поверхностей лопатки, сухожилий, других соединительно-тканных образований, постепенное уменьшение просвета между плечевой костью и лопаткой. Боли будут возвращаться все чаще, затем станут постоянными, больно будет не только жать, но и просто поднимать руку. Когда это произойдет – никто не знает, все это вероятностные события. Но вероятность их очень велика. Вы, как тренер, рекомендуете на время отказаться от них, поискать безопасную замену, но выбор за клиентом.

Проинформировав о возможных рисках и получив обратную связь о том, что, во-первых, клиент понимает их серьезность и, во-вторых, настаивает на таких тренировках, тренер может принять решение о продолжении занятий, предприняв все необходимые меры безопасности. Вот десять универсальных правил при организации любых тренировок:

1.    Перед выполнением упражнений со значительными нагрузками проверьте норму подвижности в основных движениях, способность к стабилизации и обеспечению должной техники. Если обнаружены проблемы, сначала ликвидируйте их с помощью подводящих и корригирующих упражнений.
2.    По возможности удерживайте позвоночник неподвижным, с сохранением его естественных анатомических изгибов. Для проверки используйте гимнастическую палку: прижатая сзади, она должна касаться тела в трех точках -  затылок, лопатки, крестец.
3.    По возможности уменьшайте движения позвоночника: сгибания, разгибания, наклоны, скручивание - при наклоненном положении корпуса (а лучше исключить их вовсе).
4.    Исключите все неестественные движения со значительными отягощениями. Неестественные – те, которых никогда не было в жизни Homo Sapiens и его предков и к которым наш опорно-двигательный аппарат в процессе эволюции адаптироваться не успел. Например, жим из-за головы, гакк-приседания и т.п.
5.    Учите клиента осознанному движению. Осознанность в движении – это способность человека чувствовать, осознавать положение своего тела, рук, ног, спины, напряжение или, наоборот, расслабление своих мышц. С этим у новичка могут быть проблемы. Например, он, вследствие сильного напряжения мышц спины, может быть уверен, что спина прогнута, тогда как она, наоборот, согнута. Мышцы сокращаются не те, которые нужны, в преодолевающем режиме человек напрягается, в уступающем – расслабляется, позволяя силе тяжести выполнить обратное движение за него, и тому подобные ошибки. Они универсальны для новичков, учите их осознанному, самостоятельному контролю за движением, позой, техникой.
6.    В продолжение предыдущего пункта – сохраняйте плавный, контролируемый ритм движений. Не важно, быстрые они или медленные – они обязаны быть плавными, т.е. без резких изменений усилий, контролируемыми. (Например, показатель этих характеристик при выполнении прыжковых упражнений – их бесшумность).
7.    Подбирайте индивидуальную технику, ищите удобные, не вызывающие болезненности, дискомфорта варианты позы, движений и упражнений.
8.    Не выполняйте сложно-координационных упражнений со значительной нагрузкой тогда, когда клиент сильно устал. Это касается и физической, и психоэмоциональной усталости.
9.    Не забывайте про общую и специальную разминку.
10.  И последнее, на мой взгляд, самое главное правило – циклируйте нагрузку, обязательно перемежайте периоды большой нагрузки с периодами низкой. Ведь как бы вы ни старались снизить риски, нагрузки есть нагрузки. Давят хрящи, трутся сухожилия, растягиваются мышцы, появляются микроповреждения (которые, вопреки бытующим заблуждениями, не ускоряют рост мышц, а наоборот, замедляют его). Но организм адаптивен: если повреждения минимальны, он успешно справляется сними, регенерируя поврежденные ткани. Главное - давать ему отдых, снижать нагрузки, позволять восстановиться.

Единственное для меня исключение по поводу компромиссов между рисками и результатом - вопрос использования стероидов и других лекарственных препаратов – стимуляторов. Здесь мое мнение однозначно и неколебимо – ИСКЛЮЧЕНО! Использовать сильнодействующие препараты без показаний врача – безответственно, аморально и неприемлемо. Безо всяких «но…», «чуть-чуть…», «а если осторожно…»… Исключено! Почему – тема другой статьи. 

Так что оцените физическое состояние своего клиента, проинструктируйте его о возможных рисках, получите ответ о том, что он вас понял, предпримите максимальные усилия для выполнения перечисленных выше десяти правил безопасности и тренируйте клиента в том, что он хочет: бодибилдинг, кроссфит, пауэрлифтинг или воркаут… Берегите своих клиентов. «Мы в ответе за тех, кого приручили» (Антуан де Сент Экзюпери).

Успехов!


?

Log in