kalashnikovdm


Блог Дмитрия Калашникова

всякая фитнес-всячина...


Previous Entry Share Next Entry
Разрыв между умными и глупыми нарастает - Росбалт.ру
kalashnikovdm
-

Руководитель лаборатории социальной психологии СПбГУ, глава центра "Диагностика и развитие способностей" Людмила Ясюкова также более двадцати лет работает школьным психологом. В интервью "Росбалту" она рассказала о результатах мониторинга интеллектуального развития школьников и студентов.


— Вы занимаетесь мониторингом интеллектуального развития школьников и студентов, причем, определяете интеллектуальное развитие на основании сформированности понятийного мышления. Что такое понятийное мышление?


— Истоки этого понятия следует искать в работах выдающегося советского психолога Льва Выготского. Обобщив, понятийное мышление можно определить через три важных момента. Первый — умение выделять суть явления, объекта. Второй — умение видеть причину и прогнозировать последствия. Третий — умение систематизировать информацию и строить целостную картину ситуации.


Те, кто обладают понятийным мышлением, адекватно понимают реальную ситуацию и делают правильные выводы, а те, кто не обладают… Они тоже уверены в правильности своего видения ситуации, но это их иллюзия, которая разбивается о реальную жизнь. Их планы не реализуются, прогнозы не сбываются, но они считают, что виноваты окружающие люди и обстоятельства, а не их неправильное понимание ситуации.


Степень сформированности понятийного мышления можно определить с помощью психологических тестов. Вот пример из тестирования детей шести-семи лет, с которым не всегда справляются и взрослые. Синица, голубь, птица, воробей, утка. Что лишнее? К сожалению, многие говорят, что утка. У меня были недавно родители одного ребенка, горячились, доказывали, что утка – правильный ответ. Папа – юрист, мама – учитель. Я им говорю: "Почему утка?" А они отвечают, потому что она большая, а птица, птичка это, по их мнению, что-то маленькое. А как же страус, пингвин? А никак, у них в сознании закреплен образ птицы как чего-то маленького, и они полагают свой образ универсальным.


— И какой же процент наших соотечественников умеет выделять суть и видеть причинно-следственные связи?


— По моим данным и по данным других исследователей меньше 20% людей обладают полноценным понятийным мышлением. Это те, кто изучал естественные и технические науки, научился операциям выделения существенных признаков, категоризации и установления причинно-следственных связей. Их, однако, среди принимающих решения о развитии общества мало. Среди политических консультантов у нас психологи, философы, неудавшиеся педагоги – люди, у которых с понятийным мышлением не очень хорошо, но которые умеют ловко говорить и завертывать свои идеи в красивые обертки.


Подробнее: http://www.rosbalt.ru/main/2013/12/04/1207437.html


  • 1
Дмитрий, вернитесь к фитнес-всячине, пожалуйста)))))

Почему? Это моя общественная нагрузка?

Очень давно не было статей на любимую тему. Все слежу слежу за вашим журналом и никак не дождусь ...

Дмитрий, спасибо за статью.
Интересно, все прочитавшие отнесли себя к 20% людей, обладающим полноценным понятийным мышлением? Предполагаю, что да :)

Интересно, а к вам приходят со школьной скамьи на курсы - лет с 18?

Разные приходят... Это явление - моя огромная головная боль (http://kalashnikovdm.livejournal.com/49606.html). Программа курсов очень плохо стыкуется с предыдущим школьным образованием т.к. для своего освоения предполагает некий минимальный уровень знаний и способностей (это самое понятийное мышление на минимальном уровне, минимальное образное мышление (чтобы за нарисованой схемой увидеть человека), минимальный словарный запас в конце концов. А этого уровня нет. Зачастую вообще нет, никакого! Смыслы многих общеупотребительных слов неизвестны ("график" - это график выхода на дежурства), что в событии причина, а что - следствие - непонятно (кислород нужен человеку, чтобы дышать), где на рисунке верх, а где низ, и как это: нарисована рука как палочка, а на самом деле она же толстенькая... непонятно... Жесть...

Edited at 2013-12-09 04:46 pm (UTC)

Да, я помню этот пост. Проблемы образования с тех пор стали мне ближе - я за это время успела поработать в школе, взглянула изнутри.

Было бы интересно пройти этот тест... мало ли :)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account