kalashnikovdm


Блог Дмитрия Калашникова

всякая фитнес-всячина...


Previous Entry Share Next Entry
И все-таки... нужно ли морочить клиентам голову?
kalashnikovdm
Продолжает меня этот вопрос тревожить... Вот рассказываем мы на курсах, как обстоит дело с точки зрения физиологии и анатомии. Боремся с заблуждениями, мифами и стереотипами... А нужно ли?

Проблема в том, что в нашей работе очень сложно увидеть объективные критерии её качества. Если критерии качества работы автослесаря - починенный автомобиль, врача - выздоровевший пациент, а повара - вкусная еда, то у нас с вами - удовлетворенный клиент.  Почему не "похудевший", "подкачавшийся", "избавивший от болей в спине", а именно удовлетворенный. Да потому что нам трудно полностью взять на себя ответственность за решение этих задач (хотя мы и должны расшибаться в лепёшку, делая все от нас зависящее). БОльшая  часть зависит от самого клиента, как от его желания, силы воли, настойчивости, дисциплинированности, так и от его здоровья, генетики, особенностей.

А вот удовлетворить его мы обязаны. Прочитал недавно: "
Люди, занимающиеся спортом, чувствуют себя уверенными и подтянутыми независимо от того, худеют они или нет. К такому выводу пришли ученые университета Флориды, проведя ряд социологических опросов".  Поэтому решать задачу клиента - это только одна часть работы тренера. Другая, не менее важная часть: мотивировать его к регулярным тренировкам, создать ощущение необходимости персонального тренинга, атмосферу доверия тренеру как профессионалу (а для этого нужно сформировать определенный имидж), сделать процесс увлекательным и осмысленным (прежде всего для самого клиента).

С учетом всего этого сравните две ситуации: Приходит в зал женщина. Что для неё тренажерка? Зал с тренажерами для разных частей тела, занимаясь на которых можно сделать эти части более привлекательными. Ноги стройнее, живот более плоским, грудь более подтянутой. Убрать лишнее оттуда, добавить упругости сюда.
А кто такой тренер? Специалист, который знает, какие упражнения на какие части тела, и как их делать, чтобы эти части улучшились.

Подходит такая женщина к тренеру № 1. "Покажите мне упражнение на внешнюю сторону бёдер". "Пожалуйста, вот этот тренажер. Только будьте очень внимательны, делать нужно именно в таком режиме, как я скажу. Четыре секунды отводите бёдра, одну секунду задерживаете, две секунды обратно. И внимательно следите за дыханием: нужен кислород, что бы сжигать жир! Дышите-дышите, не задерживайте дыхание. Чувствуете жжение вот здесь? Ага, вот оно! Работаем, работаем! Только смотрите, не перепутайте режимы, а то не будет эффекта. А лучше воспользуйтесь персональным тренингом, это гораздо эффективнее".

Подходит  к тренеру № 2. "Покажите мне упражнение на внешнюю сторону бёдер". "Зачем?". Хочу избавиться от лишнего жира вот здесь и здесь...". "Вы знаете, избавиться от жира с помощью упражнений в определенных местах невозможно. Нужно просто много двигаться (всё равно как, главное - естественные и простые движения, постепенно и аккуратно повышая нагрузку) и правильно питаться".

(Для непрофессионалов: тренер №1 морочил голову, тренер №2 говорил правду)

Вопрос: какой из тренеров в глазах клиента более профессионален? К кому большее доверие? Кто произвел впечатление специалиста? И самое главное, с каким тренером, занимаясь персонально, клиент будет больше получать удовольствия, даже без ощутимых результатов?







  • 1
Конечно, со вторым !

Думаю, это потому, что вы в теме. На абсолютно не знающего человека первый производит НАМНОГО благоприятное впечатление. А уверовав в него, клиент будет получать удовольствие от процесса тренировок с ним.

наверное, тренеру стОит чуть хитрить в таком случае)
чтобы постепенно человека "не в теме" в эту тему продвигать.
а удовольствие от занятий - это очень очень важно!

Ну вот я о том и пишу - зачастую приходится "подшаманивать"... А потом существует же пресловутая "женская логика" :)))

в чем же она заключается применительно к фитнесу ? ;-)

Ну, все-таки вы более право-полушарные. Ощущения, эмоции, образы зачастую являются бОльшим стимулом для поступков. Вне зависимости, корректно ли они отражают действительность или нет.

это так, да. у меня самочувствие очень сильно зависит от настроения. поэтому стараюсь поддерживать себя в хорошем расположении духа). поэтому большое значение имеет личность тренера, его внешний вид, атмосфера на занятиях, а также множество внешних факторов ))))) .

И меня этот вопрос тревожит)

Но если появится тренер №3,который в доступной для клиентки форме объяснит,что к чему,но при этом так,что она поймёт,что без личного тренера,который настолько образован и умён,просто никак нельзя заниматься?

Всё-таки,многие из любителей фитнеса со временем накапливают разнородную информацию о том,как фитнес воздействует на тело человека, и проч.
А ещё услышав тренера №3,клиент подумает:"И что этот... Номер Один мне навешал по поводу двух секунд???"

Короче говоря,всё время лавировать нужно,подстраиваться...А это,при норме в 130 персоналок в месяц ,не так легко.

Да, какую-то золотую середину нужно искать

По моему мнению, лучшим вариантом является тщательный подбор, обучение и контроль персонала, тогда тип 1 в зале просто не появится.
В описанной же ситуации количество клиентов будет большим у первого тренера, а количества постоянных клиентов - у второго. При этом второй будет меньше страдать от сезонности бизнеса. Если же он (второй) захочет больше клиентов,чем у первого, то постепенно он их наберёт, но сам при этом постепенно станет инструктором (здесь, тренер тип 1)

Да, согласен, подбор - 80% успеха

Для меня, конечно, второй... Потому что без результатов уже недели через 2 вся удовлетворенность от занятий исчезнет. Но, возможно, это связано с тем, что я результатчик... Хотя, впрочем, большинство людей результатчики... :)

ИМХО не нужно просто вываливать на человека сразу много информации. Дать основу, а потом вопросы из него сами посыпятся...
Я часто замечаю в тренажерке девушек, которые совершенно очевидно хотят похудеть, но большую часть тренировки посвязают растяжке и упражнениям на руки. Долго они в зале не задерживаются...

Через 2 недели по-любому никаких значимых объективных результатов не будет. Первый месяц только на втягивание уходит.
Когда клиент говорит через неделю-другую, как он хорошо себя чувствует и насколько лучше выглядит - скорее всего это самовнушение.

А потом, кто сказал, что у первого вообще не будет результатов? Если при этом он безопасно организует тренировку, повлияет силой своего авторитета, чтобы клиент правильно питался, поставит его на рельсы здорового образа жизни - результат будет.

Edited at 2010-01-26 11:04 am (UTC)

не всегда )
на мне очень быстро занятия отражаются)).
и их отсутствие, к сожалению, тоже ))
хотя, это уже если занимался постоянно года два, а потом был перерыв, то,наверное, мышцы "помнят" и быстрей приходят в форму.
а так да) чудес не бывает ))

Первые результаты в похудении при правильном подходе наступают как раз быстро. Добить сложнее.

У клиента первого тренера будут результаты, но на весьма непродолжительное время. А потом он разочаруется. И потом сразу же видно, что первый тренер своими рекомендациями просто снимает с себя ответственность: "Только смотрите, не перепутайте режимы, а то не будет эффекта"...

ИМХО.

Результаты

К сожалению,большинство людей,особенно касательно фитнес-занятий,-не результатчики.Они хотят получить таблетку для...(похудения,наращивания мышц, и проч.).В крайнем случае,-алгоритм действий,чтобы за них кто-то думал.А это поле для работы персонального тренера.Поэтому,разумеется,второй тренер плохо подаёт информацию,а первый в некоторых отношениях выигрывает.

Re: Результаты

"Таблетку для" - это как раз результатчики, т.к. сам процесс их мало занимает - как, где, сколько... Главное побыстрее получить результат. Таких большинство.

Скажем, если бы идеальная фигура была бы у вас при любом образе жизни, стали бы вы напрягаться в тренажерке? Я нет, я результатчик. А некоторым нравится сам процесс. Но что интересно, через полгода мне процесс тоже стал нравится...

Re: Результаты

Я имела в виду,что большинство людей не результатчики в том отношении,что ,даже нацеливаясь на его получение,не готовы это контролировать

.А чтобы получить результат,нужно всё время отслеживать степень продвижения к нему.
Тренер ,таким образом,с одной стороны выигрывает в такой ситуации,а с другой -от клиента зависит 80% успеха:насколько рекомендации выполнит,насколько научится себя контролировать-правильно кушать,соблюдать режим и т.п.

Поэтому,клиент должен верить,что процесс принесёт ему результат,и кайфовать;-))))

Re: Результаты

Если действительно человек работает на резульат, а не просто посещает тренажёрный зал, то кайфовать в процессе не получиться. Преимущества грамотно построенной тренировки проявляются не в том, чтобы кайфовать на занятии, а в том , чтобы кайфовать всё остальное время.

Первый конечно!

Он сказал клиенту то, что тот хотел услышать! :)

Re: Первый конечно!

Согласен. Первый ВЫГЛЯДИТ как настоящий профессионал, знающий тонкости и секреты, к тому же проявляющий внимание и заботу. А второй может показаться неграмотным специалистом, который просто не знает, как сжечь жир с бёдер. Нужно пойти, спросить у другого тренера (т.е. у №1).
Абсолютно согласен, что самое благоприятное впечатление производят те, кто говорят то, что мы хотим (готовы) услышать (если на этот счет у нас уже есть собственное мнение. А у клиенток, приходящих в клуб оно уже, к сожалению, есть).

Re: Первый конечно!

Эта ситуация, к сожалению, относится не только к фитнесу...
Всякий мой заказчик, к примеру, прирожденный дизайнер, и сделать с этим ничего нельзя. В результате рождается такое, что и в портфолио-то положить стыдно... а иначе нельзя - уйдет к "первому" :)

Re: Первый конечно!

Поэтому главный результат сферы услуг - удовлетворенный клиент!

Re: Первый конечно!

Аминь!

Re: Первый конечно!

Фитнес это не только сфера услуг, в этом то и проблема. Если бы мы говорили, например, про парикмахера, тогда согласен - это исключительно сфера услуг. Тогда как тренер помогает человеку не только почувствовать удовлетворение от занятий, но и проводит профилактику большинства заболеваний, что уже ближе к медицине (её основной задаче)
Поэтому, если тренер - это только сфера услуг, тогда точно "Аминь"

особое мнение студента FPA =))

На мой взгляд тренер №1 удоволетворил просьбу клиентки, чего не сделал тренер №2. Тем не менее оба допустили некоторые ошибки. Итак, ошибка тренера №1 и почему она имела место быть и как её избежать:
Клиентка подошла с просьбой показать упражнение и задача тренера именно показать это уражнение, с чем он впринципе и справился:
Пожалуйста, вот этот тренажер. Только будьте очень внимательны, делать нужно именно в таком режиме, как я скажу. Четыре секунды отводите бёдра, одну секунду задерживаете, две секунды обратно.
Но потом зачем то поднял тему про жир, хотя его никто об этом не просил. Лишний раз подумал за клиента, догадался о причине (с его точки зрения) в потребности этого упражнения и начал зачем то врать и нести ересь. Смысл этого мне не понятен. Зачем? Может она просто хотела попробывать это упражнение из-за интереса или подружка "посоветовала". Как вариант в процессе поинтересоваться для чего ей это упражнение, и если действительно для сжигания жира, то конечно же объяснить что это "мимо".
Тренер №2 вообще не стал заморачиваться с демонтрацией упражнения (т.е по сути не вникал в просьбу клиента) и сразу включил дедукцию.
ИМХО, тренер должен в первую очередь удоволетворить просьбу клиента, а уже во вторую (не менее значимую) очередь узнать подходит ли это упражнение клиенту в зависимости от его требований к ожидаемому результату и в зависимости от этого принимать соответсвующие меры.

Re: особое мнение студента FPA =))

Дмитрий Геннадьевич привёл именно такие примеры неспроста, намеренно гипертрофировав образы для лучшего различия: тип 1 - "продажник" с отсутствием знаний предмета, тип 2 - не умеющий продавать специалист. В реальной жизни крайности встречаются редко, а диалоги разворачиваются непредсказуемо.
Если же рассматривать ситуацию с точки зрения тренера, то он обязан в первую очередь выяснить цель клиента, потом грамотно её подкорректировать, а уж в завершение что-либо показывать.

Re: особое мнение студента FPA =))

Даже если вы тренер,то цель уже будете выяснять после. Сначала нужно заинтересовать и понравиться клиенту.

Re: особое мнение студента FPA =))

Если к Вам обратился клиент в зале с таким вопросом - Вы УЖЕ ему(ей) понравились и заинтересовали, поэтому не надо дальше "абстракций не в тему".
Никто не говорил о единственной цели всей жизни, но последовательно выясняя чего хочет добиться клиент в упражнении, потом занятии, мы ВМЕСТЕ переходим к реальной большой цели прихода в фитнес клуб. К этому времени, прозанимавшись с Вами персонально месяцок-другой, клиент не вспомнит о том, что спрашивал изначально. Естественно , если у Вас будет желание и возможность заниматься с этим человеком.

Re: особое мнение студента FPA =))

Уважаемый SSF, вы ,конечно ,извините,но "абстаркции не в тему " к сожалению у вас. Я уверен,что у вас есть неплохая мысль,но вы, почему-то не можете ее ясно выразить. Дмитрий Геннадьевич четко задал вопрос. Не как должен поступить тренер, а как выглядит тренер в глазах клиента. Вот от этого и пляшите. Тренер №1 смог пустить пыль в глаза,тренер №2 нет. Как поступать вам,в качестве тренера,решайте сами.

Re: особое мнение студента FPA =))

Не сожалейте о том, чего не понимаете.
"Абстракциями не в тему" я назвал попытки понравиться, когда Вы уже понравились.
Насчёт вопроса, который затронул Дмитрий Геннадьевич, я как раз всё прекрасно понл, а Вы предпочли развивать события, изменяя параметры предложенных моделей.
Пускать пыль в глаза - это не есть эффективная продажа, по крайней мере, в фитнесе.
Желаю Вам успехов в обучении и практической деятельности.

Вопрос действительно спорный.
Лично я считаю, что морочить голову нельзя, т.к. это неэтично и непрофессионально.

Но использовать определенные мифы, некоторые приёмы и т.д. допустимо для "втягивания" человека в фитнес. А то новичок, почувствовав тяжелую работу, тяготясь отсутствием быстрого результата и ощущения приобщенности к таинству Силы И Здоровья, попросту свалит.

Мне кажется, даже опытным профессионалам приятно, когда им отзывчиво и внимательно отвечают на вопрос/запрос :) И сухие но правильные ответы мало кого удовлетворят, особенно прекрасный пол) нам бы внимания да побольше, комплиментов парочку, сказать что мы молодцы и всё у нас получится :) но конечно не переусердствовать и не лезть в душу. Тренер он и психолог в том числе, не знаю к счастью или к сожалению)) И если тренер и как специалист в своей сфере молодец, да еще и психолог, тут успех.
Это я к тому, что мне, как девушке, занимающейся персонально с тренером и более менее уже разбирающейся что/для чего/как, тем не менее будет приятнее ответ первого тренера, и если он меня заманит к себе такими маленькими "врушками", то я его несомненно потом прощу, когда увижу результат)) А результат я увижу, потому что только грамотный тренер сможет ТАК ГРАМОТНО НАВРАТЬ, чтобы и как бы и не соврал как бы и удовлетворил мой запрос но как бы и правду не сказал)) так что 1)я поверю что он молодец и спрошу его еще раз если понадобиться 2)заманит он меня к себе на персоналку 3)медленно но верно начнет вводить меня в курс дела, объясняя, например, про тот же самый жир на бедрах, откуда он там и куда его девать)))

девушки же любят ушами) и моё мнение - правильно прибрехать очень полезно. при условии что фальшивая информация не нанесет вред клиенту и может с некими пояснениями трансформироваться в правильную.

не знаю доходчиво ли объяснила свою точку зрения, я столько тут у вас перечитала, что уже мысли путаются, не то что слова))

Re: девичий ответ

Да, мы приблизительно так же и говорим будущим тренерам))

Про клиентов-мужчин ничего не скажу. Клиентка-женщина, пришедшая в первый раз, будет больше доверять первому. Потому что:
1) Он уделил ей больше внимания. Для женщин, не занимавшихся много в тренажерном зале, придти сюда - большой стресс. Даже если она уверена в себе и вся такая "отличница" по жизни, внутри всегда есть страх сделать что-то неправильно, ошибиться. А менее уверенной женщине нужны поддержка и внимание. Много внимания. И постоянно подбадривать, какая она молодец (даже если делает не очень хорошо). Тут главное не переборщить с комплиментами.

2) Он говорит и показывает то, что она хочет. Она просит упражнение на внешнюю сторону бедер - он ей показывает. Другое дело, что он не спрашивает, зачем ей это надо. Это большой минус. Но, по крайней мере, она получает то, чего просит - упражнение.

3) Тренер #2 говорит правильные вещи, но будет расценен как угрюмый зазнайка. Все мы знаем, что чтобы похудеть или хорошо выглядеть - надо больше двигаться и меньше есть ненужного. А еще, что нагрузка должна быть постепенной. Беда в том, что это все настолько абстрактно, что нельзя просто "взять и применить".Клиент, пришедший в зал, хочет именно "взять и применить".

Если речь идет о мужчинах, то мотивационные постеры с изображениями упахавшихся до дрожащих рук и коленей атлетов часто воспринимаются как ориентир. Как можно применить совет "много двигаться и правильно питаться", чтобы хоть немного приблизиться к изображенному на этих постерах? Нет конкретики.

Считаю, что второму тренеру надо продолжить свою речь словами: в качестве "много двигаться" предлагаю на первое время вот такой комплекс упражнений. Он укрепит бедра (и что там еще надо)... Чтобы научиться правильно выполнять упражнения, рекомендую взять несколько персональных тренировок. Потом можно будет тренироваться самостоятельно без опасности повредить себе что-нибудь. А питание рекомендую ограничить так-то и так-то...

Да, нужно искать какой-то компромисс...

(Deleted comment)
  • 1
?

Log in